Всегда приятно снова увидеть своих любимых персонажей в сиквеле или приквеле. Но иногда я думаю: а не лучше было бы оставить их в покое?
Судя по тому, что показывает Rockstar, грядущая Red Dead Redemption 2 сосредоточится на банде Ван дер Линде в самые их буйные времена. И в процессе игра снова сведёт нас с одним очень знакомым персонажем: протагонистом Red Dead Redemption Джоном Марстоном. Хотя, наверное, приятно будет снова его увидеть, его возвращение рискует испортить то впечатление, которое оставлял финал первой части.
В конце первой игры Джон Марстон в качестве выполнения условий своей сделки с федеральным агентом Эдгаром Россом заканчивал охоту на старых членов своей банды. За убийство или сдачу государству своих бывших подельников жену Джона Абигейл и его сына Джека освобождали из заточения.
Джон возвращается обратно на своё ранчо. Но мир длится недолго, ведь Росс и его банда приезжают на ранчо с целью убить Джона. Будучи окружённым и не имея возможности убежать, Джон выходит на противостояние с законниками, чтобы дать семье время на побег. Он достаёт оружие и убивает столько людей, сколько может, прежде чем падает замертво.
Red Dead Redemption 2 происходит в 1899, за 12 лет до первой игры. И судя по тому, что Rockstar уже показала, расскажет историю Артура Моргана и банды Ван дер Линде во время расцвета их печальной славы. Сюжет воссоединит нас с героями вроде самого Ван дер Линде, и, конечно, Джона Марстона, который уже появился в трейлерах и промо кадрах.
Я не уверен, что это хорошее решение, потому что именно смерть Джона в предыдущей игре была такой сильной. Когда Kotaku спросили Rockstar, не думают ли они, что решение вернуть Джона может испортить финал первой игры, они отказались комментировать.
Авторы хотят, чтобы игроки ощущали взаимосвязь всех их вестернов. Новая игра начиналась как «прямое дополнение Red Dead Redemption», сказал один из лидеров Rockstar North Роб Нельсон The Telegraph в недавней статье «Мы хотели рассказать историю банды, с которой Джон был связан в первой игре.
Вполне возможно, что, проведя больше времени с Джоном, мы получим более полную картину его личности, во всех её проявлениях. Но такой контакт и продолжительное знакомство грозит отменой одной важной концепции первой части: всё имеет конец. В самой своей сути Red Dead Redemption – история неудачи: неудачной борьбы бандита против власти. Неудача отца, который пытается удержать сына от схожей судьбы.
Неудача общества, которое пытается сохранить прежний порядок вещей. И самое важное: это неудача игрока, который пытается утвердить свою власть над Джоном. Не имеет значения, сколько вы решили выполнить сайд-квестов, собрать оружие или провести времени с Джоном, в конце концов он решит вступить в последний бой. Не важно, как хорошо вы стреляете, вы не сможете спасти его от смерти от рук агента Росса и его прихвостней. Джон не может пережить конец американской эпохи. Всё, что он может: решить, как уйти со сцены.
После смерти Джона его сын становится играбельным персонажем. Некоторые сетуют на этот сюжетный ход, видя, что сын – лишь бледная копия отца. Но в этом и есть весь смысл. Джек – интеллектуал-мечтатель, не такой молчаливый смирившийся с неизбежной смертью фаталист, как его отец. Он не очень вписывается в открытый мир в качестве протагониста и вынужден заменить Джона в его отсутствие. Забрать Джона и дать неудачную ему замену – горький ход, но именно эта горечь необходима истории о неудаче и разочаровании. Его смерть приносит конец порядку, с которым он ассоциировался, и ничто уже не будет прежним.
Вид Джона живого и здорового в RDR 2 в любом контексте портит ощущения от его смерти. Утрата – не совсем утрата, если мы может в любой момент запустить приквел и сесть с ним возле костра.
Раскрытие подробностей его истории также лишит её определённой таинственности. В одной запоминающейся миссии он встречает странного незнакомца в чёрном костюме, который, похоже, его знает. Эта фигура, олицетворяющая то ли бога, то ли дьявола, спрашивает Джона о прошлом:
Джон: У меня хорошая память на лица.
Странный человек: Неужели? Помнишь лицо Хайди Маккорт?
Джон: Кого?
Странный человек: Это была девушка, которую Датч Ван дер Линде убил выстрелом в голову в том налёте на паром пару лет назад. Там же, где и тебя подстрелили. Хорошенькая была… пока её глаз не начал болтаться на сухожилии, а мозги не разлетелись по стене.
Джон: Не особо.
Странный человек: Тогда с чего бы тебе помнить меня, друг? Ты уже успел забыть куда более важных людей, чем я.
Частично Джон такой притягательный персонаж потому, что мы лишь иногда получаем аллюзии и отсылки к тем хладнокровным жутким действиям, в которых он участвовал. Где-то не заднем фоне летал призрак прошлого, неясный, но явно присутствующий. История его прошлого и последующего падения хорошо украшала его выборы в начале игры. Чем отчётливее она станет, тем сложнее игрокам будет проецировать свои неудачи и разочарования на неё.
Нет сомнений, что мы увидим, как в RDR 2 Датч стреляет в Хайди Маккорт. И хотя это может стать ужасающим моментом неожиданной жестокости, оно сделает прошлое Джона осязаемым и известным, а это портит первую часть. Как Джон не может вспомнить лицо Хайди Маккорт, также важно, чтобы мы никогда её не увидели.
Конечно, вполне возможно, что всё получится удачно. Что встреча с Джоном только привяжет нас к нему ещё сильнее и позволит ещё лучше проследить его эволюцию с течением лет. RDR рисовала сложного человека с раной в душе, и это резонировало с игроками. Может, все мои волнения беспочвенны, и после сиквела я стану ценить Джона ещё больше, чем раньше.
Но пока я убеждён, что призраки должны оставаться призраками. Джон Марстон мёртв и важно, чтобы он и его прошлое остались в земле. Его возвращение может стать воссоединением, которое портит изначальный посыл первой игры о том, что потеря неминуема и безвозвратна. Приятно будет увидеть старого друга снова, но в итоге это может ему больше навредить.