Rockstar North — британская студия-разработчик компьютерных видеоигр, основанная Дэвидом Джонсом в Данди, расположена на Лейт-Стрит в Эдинбурге (Великобритания). Компания является частью Rockstar Games, которая, в свою очередь, принадлежит издательству Take-Two Interactive.
Студия стала наиболее популярна благодаря серии Grand Theft Auto, игры которой, начиная с Grand Theft Auto III, стали одними из самых продаваемых в мире. Также Rockstar North — создатель известной игры «Lemmings» (во время её разработки компания была известна как DMA Design Limited).
История названия
Название «DMA» для студии было взято из программной документации к Amiga, просто потому что это «круто звучало». На самом деле оно ничего не значит. Позже название «расшифровали» как «Direct Mind Access» (рус. Прямой вход в разум) и (неофициально) «Dundee Modern Arts». В качестве шутки разработчики DMA однажды сказали, что название значит «Doesn’t Mean Anything» (рус. «Ничего не значит»). Позже компания была переименована в «Rockstar North».
Поздние 1980-е: Menace и Blood Money
В 1988 DMA подписали контракт с британским издателем Psygnosis, и достигли успеха с двумя своими играми «Menace» и «Blood Money» — скролинговыми космическими стрелялками, которые привлекли внимание геймеров и критиков благодаря высокому качеству исполнения. Как и все ранние игры компании, «Menace» и «Blood Money» дебютировали на Amiga. Позже последовали порты на Commodore 64, DOS и Atari ST.
Ранние 1990-е: Grand Theft Auto и другие игры
Тем временем компания выпустила (под лейблом BMG Interactive) игру Grand Theft Auto для PC и PlayStation. В ней использовали игровой механизм Body Harvest, позволяющий управлять любым транспортным средством, но с видом сверху. Игра предлагала игроку взять на себя роль преступника, который может работать на различных гангстеров в трёх выдуманных городах: Либерти-Сити, Вайс-Сити и Сан-Андреас. Несмотря на недетализированную ретро-графику и туалетный юмор, GTA (как игра вскоре будет известна) критиковали в основном за высокий уровень насилия (например, возможность давить на машине пешеходов).
Этот шум вокруг игры создал ей лучшую рекламу, сделав GTA крупнейшим успехом DMA со времен Lemmings, но, в отличие от Леммингов, GTA предоставила игроку невероятную степень свободы, которая была на то время чем-то невероятным. Второй игрой DMA для N64 стала Space Station Silicon Valley, которая использовала концепт полной свободы GTA, но в 3D и с роботоживотными, каждый из которых обладал своими уникальными возможностями.
Поздние 1990-е: Смена издателей
В 1997 DMA была куплена британским издателем Gremlin Interactive, и Джонс стал творческим директором обеих компаний. Gremlin создала два проекта DMA — британский Body Harvest и PC-версию «Wild Metal Country» (танковую аркаду с очень реалистичной физикой). Тем не менее после закрытия в 1999 Gremlin, студия была приобретена французским издателем Infogrames. Некоторые проблемы при продаже возникли из-за существовавшего договора между DMA и BMG Interactive, которые издали Grand Theft Auto. После различных финансовых ходов компания стала Rockstar Games – частью издателя Take-Two. По этой причине Infogrames продала DMA Design издателю Take-Two. Rockstar создала Dreamcast-версию «Wild metal Country» и «GTA 2» для PC, PlayStation и Dreamcast.
До того как DMA стали частью Rockstar, Джонс покинул их и основал новую студию в Данди в качестве филиала Rage Software. Позже она была переименована в Real Time Worlds.
2000-е: Больше Grand Theft Auto, Manhunt и будущее
Поскольку GTA2 была простой эволюцией первой части, сохраняя вид сверху и добавив некоторые новые возможности (в особенности систему взаимоотношений между бандами), вышедшая в 2001 Grand Theft Auto III стала большим шагом вперёд, переведя серию в 3D. Эта игра одной из первых использовала графический движок RenderWare. GTA III сделала PlayStation 2 самой продаваемой консолью в США и Европе. Sony, понимая, что GTA III крайне успешный проект, как можно дольше сохраняла его эксклюзивность для PS2.
Rockstar тотчас купила DMA, переименовав её в Rockstar North в начале 2002. В этом же году вышла PC-версия GTA III. На PS2 появилась Grand Theft Auto: Vice City, которая сохранила движок и геймплей GTA III, но добавила множество деталей (включая использование известных звёзд в озвучке героев). В 2003 компания выпустила компьютерную версию Vice City и коллекционное издание, содержащее и GTA III, и GTA. Vice City для Xbox (портом занималась студия Rockstar Vienna).
«Manhunt» был выпущен на PS2 в 2003. Игра была жестоким стэлс-экшеном, рассказывающим о преступнике, поневоле ставшим актёром в незаконных съёмках фильма. Во время съемок он вынужден убивать людей самыми изощрёнными способами. В октябре 2004 Rockstar North выпустила Grand Theft Auto: San Andreas для PS2. В 2005 портировала её на PC и Xbox.
На данный момент студия выпустила Grand Theft Auto IV, которая вышла на PlayStation 3 и Xbox 360. Выпуск игры произошёл 29 апреля 2008. Компьютерная версия GTA 4 появилась спустя полгода после дебюта на приставках — 2 декабря в Америке и 3 декабря в Европе.
В связи с переходом на новый движок игры (Rockstar Advanced Game Engine), игра полностью обновила свой облик и стала технологически гибкой. По этой причине Rockstar North выпустила экспериментальный аддон к оригинальной игре — Grand Theft Auto IV: The Lost and Damned, а впоследствии и Grand Theft Auto IV: The Ballad of Gay Tony. Для консоли Xbox 360 игры вышли 17 февраля 2009 года и 29 октября 2009 года соответственно. В России игры официально вышли 21 мая 2010 года в составе издания Grand Theft Auto: Episodes From Liberty City. 13 сентября 2013 года вышла GTA V на консоли PS3 и Xbox 360. Grand Theft Auto: Liberty City Stories и Vice City Stories для PSP разрабатывались под руководством Rockstar North студией Rockstar Leeds.
«Manhunt 2» также вышел на консолях в 2007 году.
San Andreas на лентах новостей
Газета Calaveras Enterprise в выпуске за 3 ноября 2004 года сообщила, что Торговая ассоциация сигнализирует о популярности игры в реальном Сан-Андреасе, городке в Калифорнии. Издание утверждало, что в этом городе живёт реальный Карл Джонсон, бывший пастор (однофамилец CJ’я — главного героя Grand Theft Auto: San Andreas).
20 июля 2005 года продажи игры были приостановлены. Игре присвоили новый рейтинг ESRB — «Только для взрослых» (англ. Adults Only [AO]). Это делало Grand Theft Auto: San Andreas единственной игрой с рейтингом «AO», изданной массово на консолях в США. Такое решение ESRB приняла из-за появления в Интернете игровой модификации «Hot Coffee» (с англ. — «Горячий Кофе»), которая открывала скрытые возможности в игре, удалённые из геймплея и случайно оставленные разработчиками в виде файлов. Rockstar Games стояла перед выбором: наклеить на коробки с игрой новый рейтинг или отозвать все копии из магазинов, заменив на версию без скрытого содержимого.
Во многих торговых сетях поставщики были вынуждены изъять из продажи игру. По внутренним правилам они не распространяли игры с рейтингом «AO». Для PC-версии Rockstar North выпустила специальный патч «Cold Coffee» (с англ. — «Холодный кофе»), распространявшийся через вновь созданный портал No More Hot Coffee (рус. Больше никакого «Hot Coffee»). Переиздала Grand Theft Auto: San Andreas с первоначальным рейтингом «Mature» («От 17 лет»). Версии для игровых приставок также были исправлены в составе издания GTA: Trilogy Pack для Xbox и в «Special Edition» для PlayStation 2 (последнее издание содержало документальный фильм «Sunday Driver»).
Разработкa GTA IV
Работа над созданием игры началась в конце 2004 года, сразу после релиза GTA: San Andreas. Официальный анонс её состоялся в мае 2006 года на выставке компьютерных игр E3. Grand Theft Auto IV стала первой игрой в серии, в которой использовался игровой движок собственного производства Rockstar Games (RAGE). Кроме того, разработчики использовали в игре физическую симуляцию от NaturalMotion (движок Euphoria).
Более чем за год до выхода игры Rockstar Games начала демонстрировать публике возможности игры, выпустив 29 марта 2007 года первый трейлер под названием «Things Will Be Different». В нём разработчик показал обновлённый Либерти-Сити и главного героя Нико Беллика. О выходе видеоролика было известно заранее, а на официальном сайте был установлен таймер обратного отсчёта, поэтому в первые часы наблюдалась большая загруженность сервера, что является наглядным примером особого ожидания GTA IV по всему миру.
После этого в течение года — 28 июня, 6 декабря 2007 года и 27 марта 2008 годов — было выпущено ещё 3 рекламных ролика: «Looking For That Special Someone», «Move Up, Ladies» и «Good Lord, What Are You Doing?» («Everyone’s Rat»). Все они демонстрировали изменения в графической и физической составляющих, новых персонажей. В трейлерах использовалась музыка, которая встречается на радиостанциях в игре: например, The Boggs — «Arm in Arm (Shy Child Mix)», звучащий на Radio Broker, или Серёга — «Кинг-Ринг» с радио Vladivostok FM. По словам Дэна Хаузера, названия выбирались так, чтобы можно было провести связь с сюжетом.
В то же самое время разработчик публиковал на сайте кинематографичные скриншоты, информацию о персонажах, сопровождаемую полуминутными роликами, а также открывал промосайты, посвящённые внутриигровым компаниям, сервисам и радиостанциям. Помимо этого, на адрес редактора профильного веб-ресурса PlanetGTA, Джордана (англ. Jordan), Rockstar Games высылали несколько бумажных пакетов, в которых находились разного рода сувениры, связанные с миром GTA IV.
В ряде городов появилась наружная реклама, связанная с игрой. Она включала в себя объявления о поиске опасных преступников Нико Беллика, Малыша Джейкоба, Элизабеты Торрес и прочих, в которых содержалась биографическая информация об этих героях. Также на своей рекламной стене Rockstar изобразили большое граффити с логотипом и артом игры, а в довершение к этому уличная реклама появилась на билбордах и городском транспорте.
6 августа 2008 года Rockstar Games официально объявили, что GTA IV выйдет на PC 18 ноября 2008 года в Северной Америке и 21 ноября 2008 года в Европе. В конце октября 2008 года выход игры был отложен до 2 декабря 2008 года.
Разработка GTA V
В сентябре 2009 года генеральный директор Take-Two Interactive Штраус Зельник сказал, что Grand Theft Auto V не собираются анонсировать в ближайшее время. В ноябре того же года, в интервью сайта The Times Дэн Хаузер подтвердил, что разработка GTA V уже идёт, а сценарий игры достигнет 1000 страниц. В июле 2010 года Rockstar Games разместила семь вакансий, которые могли быть связаны с разработкой следующей серии Grand Theft Auto.
25 октября 2011 года на официальном сайте компании Rockstar Games появился баннер с логотипом игры, под которым сообщалось, что 2 ноября 2011 года в 12:00 EDT (17:00 UTC), выйдет первый трейлер к игре. В назначенное время вышел трейлер, содержащий кадры из города Лос-Сантос, прототипом которого был Лос-Анджелес.
12 июля 2012 года, отвечая на вопросы по Max Payne 3 и Grand Theft Auto V, компания уверила фанатов, что игра находится в активной разработке, а продолжительное отсутствие какой-либо информации объясняется тем, что команда хочет сохранить интригу до самого выхода игры. Rockstar Games опубликовала первые два скриншота игры, изображающие Лос-Сантос. Также они заявили, что в GTA V появятся самолёты, так как, по их словам, это самый большой внутриигровой мир, который они когда-либо создавали, с ещё более улучшенным искусственным интеллектом.
31 июля 2012 года компанией Take-Two Interactive были предоставлены отчёт за прошедший финансовый квартал и график релизов на год вперёд. Grand Theft Auto V была в этом списке, но без даты релиза. Также компания подтвердила, что игра находится в процессе производства.
1 августа 2012 года пользователями GTAForums.сom было обнаружено, что Rockstar Games25 июля завела новую учетную запись в Twitter и вновь открыла сайт, посвящённый «Epsilon Program» — вымышленной религии из серии Grand Theft Auto, которая является внутриигровой пародией на существующее религиозно-философское движение сайентология.
В августе 2012 года было опубликовано 10 скриншотов, демонстрирующих геймплей игры. А 19 октября 2012 года Rockstar Games обратилась к своим фанатам с просьбой высказать свое мнение о системе «банд» в сервисе Rockstar Games Social Club, а также присылать на электронную почту свои предложения по улучшению данной системы в GTA V.
30 октября 2012 года Rockstar Games официально анонсировала дату выхода Grand Theft Auto V на консоли седьмого поколения Xbox 360 и PlayStation 3 — весна 2013 года, также компания сообщила, что предварительный заказ игры станет доступным 5 ноября 2012 года.
5 ноября 2012 года Rockstar Games объявила об официальном старте предварительных заказов в США, Канаде и Великобритании. Комплекты, поступившие в магазины с сопроводительным письмом от Rockstar Games с ограниченным тиражом, включают в себя постеры и карманный диаскоп для просмотра слайдов с пейзажами из Лос-Сантоса.
8 ноября 2012 года Game Informer представил обложку декабрьского журнала, просвещённого Grand Theft Auto V. Превью содержало большое количество информации об игре, эксклюзивные скриншоты, арты и интервью с Дэном Хаузером[36]. В последующие дни было опубликовано очень большое количество информации, превью по игре, игровые скриншоты и арты от разнообразных игровых порталов и изданий Северной Америки и Европы.
14 ноября 2012 года был опубликован второй трейлер Grand Theft Auto V, демонстрирующий моменты игрового процесса, игровые локации, персонажей и трёх главных героев. 15 ноября компания 1С-СофтКлаб сообщила, что она станет официальным дистрибьютором GTA V для Xbox 360 и PlayStation 3 в России.
30 апреля 2013 года были выпущены три трейлера о главных героях игры, демонстрирующих жизнь протагонистов.
9 июля 2013 года был выложен геймплейный трейлер игры. Он больше напоминал обычный трейлер, но многие элементы геймплея игры были в нём показаны.
15 августа 2013 года вышел геймплейный трейлер многопользовательского режима игры под названием Grand Theft Auto Online. Также появилось превью режима. Было официально объявлено, что мультиплеер будет доступен 1 октября 2013 года.
29 августа 2013 года вышел официальный трейлер игры.
17 сентября 2013 года игра официально поступила в продажу для Xbox 360 и PS3.
9 июня 2014 года на игровой выставке E3 2014 в Лос-Анджелесе GTA V была официально анонсирована на Windows, Xbox One и PlayStation 4. Выход был запланирован на осень, но вскоре было объявлено, что версия для персональных компьютеров выйдет 27 января 2015 года, в то время как версии для Xbox One и PlayStation 4 выйдут 18 ноября 2014 года. 13 января 2015 года PC-версия игры была перенесена на 24 марта 2015 года. 24 февраля релиз в очередной раз был перенесён — на этот раз на 14 апреля. Согласно Rockstar, потребовалось дополнительное время на «шлифовку» игры.
3 апреля 2015 года техподдержка Rockstar Games объявила в Твиттере, что 7 апреля стартует предварительная загрузка (для тех, кто сделал предзаказ) игры из Rockstar Warehouse и Steam. Однако если предзаказ был сделан у других ретейлеров, информацию о предварительной загрузке нужно уточнять у них.