GTA 5 вышла в конце 2013, но всё равно продалась тиражом 15 миллионов копий уже в 2017, став шестой в списке самых продаваемых.
GTA 5 критиковали за изображение пыток, откровенных сексуальных сцен, использование оскорбляющих расы выражений и стереотипное отображение женщин.
А ещё это самое успешное медиа в истории.
GTA 5 принесла создателям 6 миллиардов долларов, больше, чем любой вид медиа в истории, и она продолжает собирать.
С момента своего выхода в 2013 GTA 5 продалась тиражом более 90 миллионов копий, принеся своему издателю Tale-Two Interactive около 6 миллиардов долларов – это намного больше, чем даже успех блокбастеров вроде «Звёздные войны» или «Унесённые ветром», оба из которых собрали примерно 3 миллиарда с учётом инфляции.
Даже если считать продажи DVD и стримов, крупнейшие кинохиты не подберутся близко к GTA 5, утверждает аналитик Cowen Даг Крутц. По его подсчётам, в общем это добавило бы общим сборам фильмов всего по миллиарду.
«Мне кажется, это какой-то гость не отсюда, – сказал по телефону Крутц в интервью MarketWatch. Я думаю, что ещё не было ни одной консольной игры, которая бы так продалась – ну, может за исключением Mario Brothers».
Хотя франчайз Mario действительно продался большим числом копий в общем, ни одна отдельная игра ни разу не подходила к тому, чтобы набрать 6 миллиардов сама по себе. GTA 5 такая одна в основном благодаря удивительному долголетию тайтла: даже спустя 4 года после выхода она продолжает приносить сотни миллионов долларов прибыли и закрывает 2017 на 6 месте в списке самых продаваемых игр в США, по информации NPD Group.
Продажи GTA 5 остаются столь высокими на протяжении столь долгого времени, что видеоигровой аналитик Needham & Co Лаура Мартин сказала, что она в прямом смысле слова не поверила, что тайтл, выпущенный изначально ещё в 2013, может поддерживать такой успех в 2018. Мартин не занимается Take-Two, но изучает соперников Activision Blizzard и Electronic Arts, которые используют стратегию, схожую с Nintendo: выпускает новые игры, основываясь на том, что уже есть, чтобы заработать больше денег.
«Компании, за которыми я слежу, могут выпускать обновление раз в год или два максимум, часто в виде expansion pack», сказала она в телефонном интервью, добавив, что компаниями следует инвестировать в новые игры в рамках известных франчайзов каждый год.
В сравнении с производством кино или других медиа видеоигры – очень прибыльная индустрия, частично потому, что сам медиум требует очень серьёзной работы с информацией и статистикой для понимания того, что нужно или не нужно для увеличения прибыли. В 2017 люди потратили 36 миллиардов долларов на видеоигры, на 15% больше, чем в предыдущий год, согласно информации NPD Group. В то же время сборы бокс офисов увеличились на 3% и составили около 40 миллиардов. Хотя стоит вспомнить, что возврат уменьшился и породил множество толков о проблемах в индустрии.
«Видеоигры – куда более прибыльный бизнес, чем кино», говорит аналитик KeyBank Эван Уингрен. «Игры изначально находятся в выигрышной позиции, так как интерактивны, а это позволяет проводить основанные на точном анализе информации корректировки и изменения бизнес модели, которые полезны как для игроков, так и для компании».
Похоже, инвесторы понимают потенциал, который повысил цену акций Take-Two на 65% за последний год, а индекс S&P 500 вырос на 13%. У конкурентов дела также идут хорошо: Activision Blizzard поднялась на 33%, а Electronic Arts на 13%.
Остаётся пока неясным, есть ли именно у GTA 5 какой-то особый ингредиент, обеспечивший ей такой колоссальный успех, который Take-Two может использовать в будущем. Также могло сыграть роль время выхода, так как издатель выпустил игру на двух поколениях консолей – что потенциально приводило к дубликатам, но также и к захвату сразу двух пластов аудитории. «Игра была продана два раза», отметил Крутц.
GTA 5 очень хорошая игра, по словам критиков и игроков. Пресса дала проекту высокие оценки, хотя на старте у неё ещё не было онлайн компонента. С момента выхода разработчики серьёзно поработали над исправлением недостатков и добавлением огромного количества дополнительного материала в игру.
«Это очень верная своим принципам игра, которая отлично выглядит», говорит Уингрен. «Но на верности далеко не уедешь, поэтому всё сводится к контенту, который они создали, к этому огромному миру, куда люди хотят возвращаться. Игроки создают персонажей, что проживают за них вторую жизнь».
По словам Уингрена онлайн часть GTA 5 также установила модель, в которой благодаря денежным вложениям игроков разработчики могут создать для игры больше контента, а он, в свою очередь, стимулирует ещё больше трат. «Это такой круг добродетели».
Этот придуманный мир также жесток и среди прочего наполнен тем, что критики называют оскорбительным языком, сексуальным контентом и мизогинией. С самого начала серию терзали скандалы, и последняя часть – не исключение: там есть неприятная сцена пытки, в игре много трупов (мягко говоря), есть возможность похищать и убивать проституток, и люди даже используют видео из этой игры – и других – чтобы приставать к женщинам в интернете.
И всё равно, даже при всех скандалах, игра безумно успешна.
И этот успех поднимает важный и, возможно, неудобный вопрос для инвесторов и управляющих Take-Two: собирается ли издатель воссоздавать этот бешеный успех в будущем? Компания пока что формально не анонсировала сиквел (который заранее уже имеет аудиторию в 90 миллионов человек), и вместо этого отказалась что-либо заявлять, когда об этом спросила MarketWatch.
Крутц говорит, есть шанс, что последующие проекты Rockstar, вроде горячо ожидаемого Red Dead Redemption 2, могут стать настолько же ценными для индустрии, но это лишь предположение.
«Я не говорю, что у Rockstar не будет других крупных хитов – возможно, будут – но ещё одна «GTA 5» вряд ли появится», считает Крутц. «У Майкла Джексона было много хитовых альбомов, но всего один «Thriller».